Глиняная чаша

Содержание

Что такое для меня творчество?

Я

Творчество, для меня, это возможность общаться с самим собой. Возможность наполнить мир новым смыслом через акт творения образов материальных или нематериальных. Акт творения это соединение личного опыта тела, опыта интеллекта, эмоционального опыта, помощи мастера, поддержки окружающих в эти моменты меня близких людей, а так же везесущая случайность и ткань реальности, которая все время вносит свой вклад в творческий результат. Создавая образцы беру идеи из окружающего мира или из прошлого опыта художников и творцов, наполняю своими чувствами, добавляю свои идеи, замешиваю мои воспоминания с эмоциональным опытом, приправляю дорогими для меня моментам моей жизни. Каждая отдельная частица образа в отдельности так или иначе существовала, существует или будет существовать в мире, но пройдя переплавку в акте творения появляется что то новое, чего не было до того в этом мире. Это придает смысл моей работе. Потому что самое важно, что может быть в творчестве, для меня, это обретение его смысла.

Прабабушка Евдокия

Прабабушка

Воспоминания о близких изменяются и искажаются. Особенно о близких которые уже ушли от нас. Стираются черты лиц. В памяти остаются какие то отпечатки эмоций, впечатлений, образов запахов и бликов света. У меня много теплых воспоминаний связанно с моей прабабушкой Евдокией. Она давно уже умерла и я плохо помню черты ее лица. Память творит свои чудеса, хотя я плохо помню ее лицо, но помню фигуру и походку. Помню морщины на ее лице и улыбку. Помню запах ее одежды и особенный запах в ее доме. А также в памяти фиксируются образы и ощущения вещей с которыми были связаны воспоминания детства. Они становятся яркими точками, отпечатками образов, которые связывают меня с близкими мне людьми. Одна из вещей это глиняная кружка.

Кружка горчичного цвета

Любимая кружка

Кружка была в виде бочонка. Бочонок залит эмалью горчичного цвета, а с боку прилеплен примитивный барельеф подсолнуха. Видно что кружка фабричная с отпечатком завода на дне. Стенки толстые и с неудобной ручкой сбоку. Поэтому я держал кружку в ладонях за бока. Это была моя любимая кружка у бабушки. И зимой и летом я пил из нее держа ее обеими руками, обхватив ладонями, так что кружка пряталась в ладошках и грела меня. Кружка была не большой, а ладошки мои были еще меньше. Дно и горлышко кружки выглядывало из моих ладошек. А из зауженного горлышка парила дымка от горячего напитка.

Барбарисовое варенье

Ягоды барбариса

У бабушки были запасы разного варенья, трав и настоек. Частенько была небольшая баночка варенья из барбариса. Ни у кого ранее и позже я не ел варенье из барбариса, а у бабушки оно было. Барбарис плохо приживался в садах и рос он в наших краях в диких условиях в лесу большими зарослями в глухих укромных местах. Как сезон сбора барбариса, лесник, что жил по соседству, приносил и собирал для его бабушки. А бабушка делала из барбариса варенье. Хранила его в своем маленьком тихонько тарахтящем холодильнике. А потом когда было жарко летом или поднималось давление у бабушки она разводила варенье из барбариса с горячей водой и пила ее как настойку что бы освежиться или понизить давление. Я тоже любил горячую настойку из барбарисового варенья и пил его из своей любимой кружки. Помню на губах вкус этого варенья и густой вкус барбарисовой косточки. Я не помню лица бабушки, но помню вкус косточки от барбариса на губах когда ее разгрызал.

Вторая работа на гончарном круге

Ко второй своей работе на гончарном круге уже подходил с кое-каким накопленным опытом и идеями. Я уже знал и чувствовал какой формы я хочу добиться - форма бочонка по размерам с хороший лимон. И примерно понимал какой орнамент хочу придать изделию, о чем напишу ниже.

– Все дело в воздушных пузырьках!

Как говорилось в одной известной рекламе шоколада. И в керамике это тоже одно из самых важных дел - “Дело о волшебных пузырьках”. Прежде чем приступить к работе на гончарном круге, нужно хорошенечко “отбить глину”, чтобы она стала пластичной, плотной и без единого пузырька воздуха внутри. Пузырьки воздуха один из главных врагов в керамике. При обжиге воздух сохранившийся в пузырьке резко расширяется и происходит микровзрыв. И в зависимости от того где он оказался он может привести к трещине, к разрушению изделия целиком или даже повреждению других изделий обжигающихся радом на одной полке в печи. Для того что бы проверить на наличие пузырьков воздуха, после того как отбил, нужно аккуратно разрезать обрабатываемый кусок глины пополам металлической струной и посмотреть на срез. Если глина на срезе аккуратная плотная, ровного цвета и без заметных пузырьков воздуха, можно приступить к работе на гончарном круге.

– Урий, где у него кнопка?!

Но когда глина уже освобождена от волшебных пузырьков и основательно перемята рано говорить, вот сейчас мы запустим гончарный круг и начнем ваять форму. Первым делом на гончарном круге ищем центр массы глиняной заготовки. Аккуратно располагаем кусок глины по центру и пробуем запустить гончарный круг на низких оборотах. Чтобы глина не “билась” и кусок двигался ровно по центру вокруг своей оси большими пальцами обеих рук и придерживая ладонями выравниваем глину по центу вращения. С непревычки это долгий и трудоемкий процесс выравнивания глины в руках. Нужно приспособить форму пальцев и ладоней, направление и точку приложения силы обоих рук, пока глина в руках не успокоиться. Это похоже на укрощение строптивого жеребца. Мастер говорила, что и после большого промежутка времени нужно снова начинать учиться чувствовать, как укрощать глину на гончарном круге, память рук теряется без практики. Когда почувствовал направление приложений сил, нужно перемять глину на гончарном круге во время вращения. Несколько раз сначала придав заготовке форму конуса, а потом форму шайбы. Все время пока работаешь на гончарном круге под рукой стоит плошка с водой и губка, что бы поддерживать нужную влажность поверхности глины. От трения рук о поверхность глины она быстро сохнет и пластичность теряется. И вот наконец придал заготовке базовую форму шайбы нужного диаметра. Форма шайбы берется за основу изготовления каждого нашего изделия. И именно с этого момент начинается история с приданием нужной формы изделию.

Рождение формы

Под согласованными движениями обоих рук шайба постепенно превращается в нужную форму изделия. Одна рука придает большим пальцем выравнивает внутренний объем, а в это время другая рука ладонью придерживает форму изделия. Добившись нужного диаметра, высоты можно аккуратно выравнивать форму и придавать изгибы, контролируя между пальцами толщину по всей поверхности. Из рук начинает рождаться небольшой аккуратный бочонок. Когда работа уже почти готова нужно аккуратно ее снять с гончарного круга чтобы сделать это нам снова пригодиться металлическая струна, натянув которую на палочках мы ловким, аккуратным движением срезаем его с основания. Кружку решил сделать без ручки. Хотел вращать ее между пальцами и у основания ладони, когда рассматриваешь или обхватить обеими ладонями и греть руки о горячий напиток. Перед отправкой в обжиг каждый мастер ставит печать или личную подпись на изделии. И я тоже так поступаю. Моя печать мне так понравилось, что я даже сделал из нее лого для своего сайте, о чем может позже напишу отдельную статью. Пока обжигалась кружка у меня было немного времени подумать подробнее о оформлении и декорировании, о выборе покрытия, о цвете, о технике декорирования, о рисунке снаружи.

Хризантемы и волнистые линии

Рисунок с чайной чаши с украшением из хризантем и волнистых линий, Корея 17 век. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Для вдохновения использую проект Google Art & Culture. Он позволяет виртуально путешествовать по галереям многих крупных музеев мира и изучать произведения искусства в высоком разрешении, создавать собственные галереи и подборки. Платформа включает в себя широкие возможности поиска произведений искусства по ключевым словам, по эпохам, цветам и музеям. Подробнее о проекте можно почитать в английской Википедии или сразу погрузиться в поиск произведений искусства.

Пока моя работа подвергалась обжигу, у меня было время которое можно было посвятить исследованию и поиску вдохновения. Я погрузился в раздел Посвященный керамике. Сейчас в этой виртуальной галерее более 15 тысяч экспонатов, так что создается достаточный простор для творческого вдохновения. Отобрав около 90 работ в избранном я оставил три работы. В результате остановился на глиняной чайной чаше с украшением из хризантем и волнистых линий. Это изделие изготовленное не известным корейским мастером где-то около 17 века нашей эры сейчас храниться в Музее Метрополитен в городе Нью-Йорке. Меня вдохновил незамысловатый регулярный узор ровным слоем покрывающий поверхность чаши.

Я показал фотографию мастеру и спросил в какой же технике выполнена эта работа. И она ответила, что техника исполнения называется – Сграффито.

Сграффито – значит процарапанный

Техника сграффито простая в своей базовой практике. Нужно наложить один слой эмали, обжечь. Наложить второй слой эмали - подсушить и по сухой не обожженной эмали тонким инструментом выцарапать рисунок. Таким образом в процарапанных участках будет светиться нижний слой эмали, в остальном будет верхний слой эмали. В статье в Википедии описаны и другие подходы и материалы которые можно использовать в технике Сграффито.

Продолжение следует…

Я хотел написать статью за один вечер в результате делал ее семь вечеров и не закончил. Статья оказалась больше по объему, чем я мог предположить. Если вам понравилась статья или оставила не равнодушной буду рад обсудить это в комментариях.

Старший BI разработчик

Бизнес аналитика, функциональное программирование и машинное обучение.

Следующий
Предыдущий

Похожие